Отсчитав вторую налево комнату я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только скамья два стула стол и какие-то растения у окна.Высокий тучный пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …Я робко присел на свою парту открыл отведенный мне еще пустой ящик опять захлопнул и начал смотреть перед собой.
8. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
1.Повторим части речи, прочитав стих
1.Записать по 1 слову на месте пропусков, закончив предложение((з опорою на українську мову)
1).Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется…
2) Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении…
3)Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, это…
2.Повторим (з опорою на українську мову)
Словообразование(Словотвір) – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова
1) Суффиксальным (лес+ок - лесок) 2) Приставочный (по + темнеть – потемнеть) 3) Приставочно – суффиксальный (на + хлеб + ник) 4) Бессуффиксный (синева – синь)1) Сложение основ (зверолов, пешеход) 2) Сложение целых слов (диван – кровать, плащ-палатка) 3) Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет) 4) Переход из одной части речи в другую (Ванная комната – ванная, столовая комната – столовая )
Записать в тетрадь:а) 5 пар антонимов(з опорою на українську мову - антонімів), например:светло-темно;б) 2 синонимических ряда синонимов (з опорою на українську мову - синонімічних рядів), например:разговаривать - общаться, шептаться, базарить, глаголить;4 прмера омонимов( з опорою на українську мову -омонімів),например, ключ:скрипичный,монтировочный,от двери.
на українську мову), например: бить баклуши - бездельничать (письменно)
2.Задание: записать загадки, отгадать их, записать количество букв и звуков
над каждым словом.
Летит–кричит, сядет–молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся
3.Задание:записать названия или птиц, или рыб, или цветов по алфавиту.
1.Спишите 2 предложение, расставьте знаки препинания
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. [ ], (когда…), (когда…).
Такие предложения называются СПП с однородным подчинением:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными.
- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
2.Это интересно Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
- Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:
В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса.
) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
От сложного предложения сложное синтаксическое целое отличается тем, что предложения, входящие в состав последнего, являются более самостоятельными и соответственно связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе сложного синтаксического целого свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго продолжает и развивает содержание первого и т. д., пока не будет раскрыта данная микротема текста (или устного высказывания).
Однако есть и ряд формальных средств связи самостоятельных предложений в сложное синтаксическое целое. Универсальным средством такой связи в устном высказывании является интонация сложного целого. Самостоятельные повествовательные предложения в его составе произносятся обычно с одинаковой интонацией: с равномерным понижением тона к концу, с одинаковыми паузами между собой,— в то время как понижение тона в конце сложного синтаксического целого более значительно, а пауза между двумя сложными синтаксическими целыми более длительна; кроме того, начало следующего сложного синтаксического целого обычно характеризуется большим повышением тона, а часто и изменениями в тембре голоса.
3.Рассмотрим пример:прочитать текст
Матвей Терехов был еще не стар, лет сорока пяти, но вид у него был болезненный, лицо в морщинах, и жидкая, прозрачная бородка совсем уже поседела, и это старило его на много лет. Говорил он слабым голосом, осторожно и, кашляя, брался за грудь, и в это время взгляд его становился беспокойным и тревожным, как у очень мнительных людей. Он никогда не говорил определенно, что у него болит, но любил длинно рассказывать, как однажды на заводе он поднял тяжелый ящик и надорвался и как от этого образовалась грызь, заставившая его бросить службу на изразцовом заводе и вернуться на родину. А что значит грызь, объяснить не мог.
4.Давайте разберемся:данное сложное синтаксическое целое представляет часть рассказа А. П. Чехова «Убийство», а именно характеристику одного из его героев — Матвея Терехова. Этой темой объединяются четыре сложных предложения. Для всех этих предложений характерно:
1) Общность форм сказуемых: это или составные именные сказуемые со связкой было, или простые глагольные, выраженные глаголами прошедшего времени несовершенного вида, которые имеют здесь качественно-описательное значение (только три глагольных сказуемых в косвенной речи Матвея имеют форму совершенного вида, обозначающую ранее совершенные действия).
2) Только в первом предложении герой называется своим именем, а в остальных на него указывает местоимение он.
3) Последнее предложение прикрепляется при помощи союза а, имеющего здесь присоединительное значение (предложение имеет добавочный уступительный оттенок).
4) Для большинства предложений данного сложного синтаксического целого характерен прямой порядок главных членов (подлежащее — сказуемое).
5.ВыводПриведенные выше формальные способы организации связи между предложениями не являются обязательными для каждого сложного синтаксического целого. В некоторых конструкциях употребляются одни средства связи, в других — другие; в одних то или иное средство связи употребляется последовательно, в других — избирательно. Таким образом, организация сложного синтаксического целого не является стабильной: она зависит от содержания, от стиля, от авторской манеры. Так, в разобранном выше сложном синтаксическом целом употребление именно этих, а не иных форм сказуемых обусловлено его содержанием: для характеристики героя формы именного составного сказуемого и простого с глаголами несовершенного вида оказываются наиболее удобными.
Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов.
Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п.
1.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
(Ф.М.Достоевский)
2.Хочешь изменить мир – начни с себя. (Конфуций)
3.Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. (Конфуций)
Записать 2 бессоюзных предложения из 3 предложенных высказываний
4.Записать, поставить недостающие знаки препинания
- Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушёл.
- Эти вещи можно оставить _ они нам не пригодятся.
- Вы ещё в опасности_ рана может открыться.
- Погода была ужасная_ветер выл _мокрый снег падал хлопьями.
Бессоюзные предложения отличаются от союзных краткостью и выразительностью, поэтому пословицы чаще всего являются бессоюзными предложениями: Лес рубят — щепки летят. /
Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они имеют следующие смысловые отношения:
— одновременность и последовательность действий: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали (А. Пушкин);
— пояснение: Одно было несомненно: концерт состоится (Ю. Бондарев);
— дополнение: Внезапно Варя почувствовала: чьи- то слезы закапали на ее руку (Л. Уварова);
— причину: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (М. Шолохов);
— противопоставление: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);
— сравнение: Посмотрит — рублем подарит (Н. Некрасов);
— условные: Нравится рисовать — рисуй на здоровье (В. Панова);
— следствие: Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица);
— временные: Настанет лето — поедем на дачу.
2.Дополнить предложения в местах пропусков (письменно)
Тут его осенила мысль: партизаны....... где-то здесь, поблизости.
Прогремел выстрел — медведь ...... и встал на дыбы.
Дай .... волю — и с постели не встанешь.
Он покраснел: ему было...... убить человека безоружного.
Снегу насыпало — ни пройти ни....
Печален я: со....... друга нет.
Народ утих, разошелся, ...... опустел.
3.Переведите предложения на русский язык (письменно)
Забудеш рідний край — тобі твій корінь всохне.
У серці кожного громадянина живе велике і невгасиме почуття: бачити свою Батьківщину ще могутнішою.
Дніпро велично котить могутні хвилі, річкою снують катери, стоять коло берега баржі.
Повітря свіже, пахуче: учора над Запоріжжям пройшов ливний дощ.
Стихла пісня — тихо стало над степом.
1.Запишите слова, подберите к ним антонимы: например, жизнь-смерть
Бескорыстный – , достоинства – , активный – веселиться – откровенный – , скромность –, рассеянно – , ссориться-
2.Используя любые 5 слов из предыдущего задания составьте 5 словосочетаний, например,беззаботная жизнь.
3.Прочтите текст, составьте план(письменно)
На острове Бали
Из столицы Индонезии Джакарты, расположенной на Яве, на остров Бали можно отправиться самолетом.Весьма распространено мнение, что Бали — остров, где все жители — природные артисты, художники, где господствует мир танца, музыки, живописи, скульптуры. В самом деле, искусство занимает очень большое место в жизни балийцев.Однажды нам довелось присутствовать на собрании лучших мастеров резьбы по дереву. Здесь же экспонировались их работы. Перед нами предстал богатейший мир человеческих чувств, настроений, переживаний, сказочный мир героев индонезийского эпоса.Бали славен и своими танцами.Можно назвать две причины этого.Одна из них — уклад социальной жизни балийцев. Когда на острове все богатство и прежде всего земли принадлежали раджам, здесь непрерывной чередой одна придворная церемония следовала за другой, торжественные встречи и проводы никогда не обходились без танцев.Другая, более важная причина — танцы до сих пор являются обязательной частью религиозных церемоний и обрядов.На Бали исполняется множество разнообразных танцев. Одни из них посвящены встречам высоких гостей, другие исполняются как увеселительные, для развлечения, третьи связаны с окончанием праздников.
КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ БЫСТРО1
Исследования ученых доказали, что чтение - это одновременный процесс восприятия и продуцирования речи. Это означает, что при чтении человек воспринимает и обрабатывает текст (письменная речь). Завершив чтение, человек формирует собственное представление о прочитанном, то есть продуцирует результат обработки текста. Здесь, в усвоении, обязательно участвуют речевые процессы. Скорость чтения зависит от того, в какой мере эти речевые процессы отработаны.
Наблюдения показали, что существуют три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция, или проговаривание вслух (иногда шепотом) того, что читается. Скорость такого чтения обычно невысока. Второй способ - чтение молча, в процессе которого речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, то есть открытой артикуляции нет. Текст при этом усваивается гораздо эффективнее и, как правило, быстрее. И наконец, наиболее совершенный, третий способ чтения - тоже молча, но при условии максимального сжатия внутренней речи - в этом случае оно проявляется в виде ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих содержание прочитанного текста.
Таким образом, процесс чтения взрослого человека затормаживается артикуляцией, от которой необходимо избавиться. Под артикуляцией подразумевается беззвучное вещания мысленно - оно возникает той момент, когда человек сосредоточенно что-то обдумывает, решает определенные задачи, молча читает или пишет. Внутренняя речь является речевым процессом, однако, в отличие от внешнего вещания, имеет свернутый и беззвучный характер.
Овладение быстрым темпом чтения без снижения уровня восприятия и осмысления полученной информации обеспечивается в два этапа. Первый - необходимо сократить артикуляцию, второй - усвоить приемы чтения, когда представленная в тексте информация воспринимается укрупненным информативными блоками, которые заменяются ключевым словам.
ИКОНА3
Роман стремительно переступил порог бабушкиной комнаты. На подоконнике уютно буркотіло радио. Бабушки и не видно было за одеялами, подушками. Когда она и не спит, все равно лежит с закрытыми глазами, поднимается очень редко. Лицо аккуратное, дрібненьке, похоже на цветочек.
Роман подошел к столу с хорошей, празднично-легкой скатертью. На столе гордилась дешевая, темно-синего стекла ваза, лежал псалтырь, какие-то лекарства. Стояла прикрытая полотенцем икона. Роман взял ее, задерев'яніло засунул за полу и, не взглянув на старую с ее подушками, порывисто направился прочь.
Вечером Роман отнес икону Павлуши Ханенку. Потому, что в Канаду к родственникам уехал, как только стало известно, что уже можно и ничего за это не будет. А теперь вот приехал погостить. Говорит, что в тамошних украинцев такая тоска по родине, что иметь сувенир из родной Украины - им за большое счастье. Хоть рушник вышиваный, хоть икону. И деньги они за это готовы заплатить...
Рассмотрев принесенную Романом икону, «канадец» Ханенко положил ее на стол.
- Ты меня хочешь обмануть, или кто тебя бросил? - верескнув он. - Смотри.
Ханенко положил бабушкину святыню на стол, поддел икону с обратной стороны ножичком, и на темном дереве поставили бумажку с ровными рядами печатных букв, «...под влиянием инженеры... согласно которым архитектурный стиль...»
- Кто-то взял поровнее дощечку,- объяснял Ханенко,- наклеил репродукцию из журнала, а потом лаком покрыл. Получилось неплохо,- хмыкнул,- но на продажу не идет. То есть,- поправился,- на сувенир не пригодится.
Когда вечером вернулся брат Антон, Роман подошел к нему:
- Икону давно продал?
Антон уперся взглядом в темные глаза Романа.
- Давно. С год назад, в городе.
- Никому не скажу. Половину денег мне оддаси,- молвил похолоділим голосом Роман и пошел к дому.
- Рассказывай хоть всему углу, хоть на все село кричи,- насмешливо крикнул ему в спину Антон.- Денег тех давно нет. Деньги те на выпускной вечер пошли.
Братья стали друг против друга напряженные, как перевертыши. Как-то странно позвала в дом мать. Бабушка напівсиділа в постели. Крылом голубки выглядело из-под платка серебряная прядь. Рядом сгорбился на стулья отец, Ребята виструнчились, между ними стала грустная иметь с влажным блеском в глазах.
- Дети... мои... наверное... до утра не доживу... - с трудом вылетали из побілілих уст слова.- Долго я... ходила... по этой земле... Живите и вы... долго... Икону берегите... И она... вас... оберегать... (380 слов)
(По С. Соловьевым)
v Выбрать на каждый из вопросов правильный ответ.
1. Войдя в бабушкиной комнаты, Роман не увидел ее:
а) за книгами и тетрадями;
б) за цветами;
в) за одеялами и подушками; √
г) за мебелью и коврами.
2. Со стола Роман украдкой взял:
а) книгу;
б) ваза;
в) чашку;
г) икону. √
3. Он взял эту вещь, чтобы:
а) рассмотреть;
б) показать знакомым;
в) показать искусствоведам:
г) продать. √
4. Роману казалось, что взять икону - то:
а) нормальное дело, потому что она принадлежит всем;
б) совершенно правильно, потому что после смерти бабушки она станет его собственностью;
в) большой грех, ибо бабушкина святыня; √
г) вполне безопасно, так как никто того не заметит.
5. Икону Роман взял, чтобы:
а) помолиться за бабушку;
б) передать до храма или монастыря;
в) продать бывшему односельчанину; √
г) продать на базаре.
6. Икона оказалась:
а) покрытой лаком с репродукцией журнала: √
б) выполненной художником искусной подделкой;
в) непригодной для продажи через свою ветхость;
г) непревзойденным образцом древнего иконописи.
7. В краже подлинной иконы Роман подозревал:
а) брата; √
б) отца;
в) мать;
г) соседей.
8. Деньги, вырученные за продажу украденной у бабушки иконы, внук потратил:
а) на образование;
б) на квартиру;
в) на одежду;
г) на выпускной вечер. √
9. Уличенный в краже иконы, Антон почувствовал:
а) угрызения совести;
б) превосходство над братом; √
в) сомнения относительно допустимости содеянного;
г) страх быть наказанным.
10. Умираюча бабушка относилась к иконы:
а) как к ценной наследия его родителей;
б) как к памяти о собственной молодость;
в) как до семейного оберега; √
г) как к ценной художественного произведения.
11. За свою готовность продать семейную реликвию оба брата обнаружили:
а) современность взглядов, прогрессивность, несентиментальність;
б) непонимание истинной ценности иконы, что была достойна национального музея;
в) бездуховность, черствость, меркантильность, моральную пустоту; √
г) безрассудство, недальновидность, глупость.
12. Современное значение слова духовность такое:
а) высокий уровень нравственности, соответствие общечеловеческим моральным ценностям, отстраненность от всего мелочно-обыденного, материального; √
б) принципиальный отказ от всех материальных выгод и ценностей;
в) бескорыстие, жертвенность;
г) тяга к красоте и совершенству.
2.Попробуйте прорекламировать свой класс, закончив предложения(письменно).
Наш класс самый лучший, потому что…
Наш класс особенный, так как…
Наш класс замечательный потому, что…
3.Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о вашем классе (письменно).
Дружные, добрые и весёлые.
Уж______ года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________.
В нашем классе учатся __________________ и __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.
2.Задание: записать загадки, отгадать их, записать количество букв и звуков
над каждым словом.
Летит–кричит, сядет–молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся
3.Задание:записать названия или птиц, или рыб, или цветов по алфавиту.
В чем отличие сложного предложения от простого?
На какие виды делятся сложные предложения?
Какие предложения называются сложносочиненными(складносурядними) , какие — сложноподчиненными ? (складнопідрядними)
В чем сходство и различие между ними?
Какие союзы связывают простые предложения в сложносочиненном(складносурядному) и сложноподчиненном(складнопідрядними) предложениях?
Что вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении с союзами?
Чем отличается бессоюзное(безсполучникове) сложное предложение от сложного союзного?
Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном(безсполучниковому) сложном предложении?
1.Посмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=_itQ_S78oxI
1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов)
2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов)
3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова)
3 Тестовые задания (письменно)
1. Какое из следующих утверждений верно?
а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.
б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.
в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.
г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
Ответ: г.
2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное
Ответ: б.
3. Найдите четвёртое лишнее предложение.
а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.
б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.
в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.
г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
Задание:выписать 8 фразеологизмов и объяснить их значение(з опорою
на українську мову), например: бить баклуши - бездельничать (письменно)
07.04.Тема Синонимы, омонимы, антонимы
Записать в тетрадь:а) 5 пар антонимов(з опорою на українську мову - антонімів), например:светло-темно;б) 2 синонимических ряда синонимов (з опорою на українську мову - синонімічних рядів), например:разговаривать - общаться, шептаться, базарить, глаголить;4 прмера омонимов( з опорою на українську мову -омонімів),например, ключ:скрипичный,монтировочный,от двери.
14.04.Тема Способы образования слов (Способи творення слів)
1.Записать по 1 слову на месте пропусков, закончив предложение((з опорою на українську мову)
1).Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется…
2) Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении…
3)Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, это…
2.Повторим (з опорою на українську мову)
Словообразование(Словотвір) – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова
1) Суффиксальным (лес+ок - лесок) 2) Приставочный (по + темнеть – потемнеть) 3) Приставочно – суффиксальный (на + хлеб + ник) 4) Бессуффиксный (синева – синь)1) Сложение основ (зверолов, пешеход) 2) Сложение целых слов (диван – кровать, плащ-палатка) 3) Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет) 4) Переход из одной части речи в другую (Ванная комната – ванная, столовая комната – столовая )
1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова
2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?
1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание
3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные
1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет
4. В каком слове нет окончания?
1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад
5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА-?
1) надрубка, надежда, надувной
2) наблюдение, наибольший, навзрыд
3) наивный, название, наилучший
4) навылет, нависает, нагреть
6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) свалка, удивление, весело
2) нависает, страдание, перевяжет
3) связной, перегородка, пришкольный
4) высокий, разлюбил, наклейка
7. Слова какого ряда имеют две приставки?
1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать
8. Укажите слово с двумя суффиксами
1) водяной
2) лесок
3) ленивица
4) львица
1.Повторим части речи, прочитав стих
8. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
12.05.Тема Знаки препинания при однородных членах предложения (Розділові знаки при однорідних членах речення)
Отсчитав вторую налево комнату я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только скамья два стула стол и какие-то растения у окна.Высокий тучный пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …Я робко присел на свою парту открыл отведенный мне еще пустой ящик опять захлопнул и начал смотреть перед собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий