7 клас

08.04.Тема Причастный оборот (діприкметниковий зворот)
1.Это интересно прочитать и знать

Причастный оборот — это причастие в полной форме с зависимыми словами.

Узнаем, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот, как найти его в предложении.

Причастие  как неспрягаемая глагольная форма обозначает признак предмета по действию:

  • близившийся рассвет (рассвет, который близится);
  • приклеенная афиша (афиша, которую приклеили);
  • высмеянный порок (порок, который высмеяли).

В этих словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Причастие и зависимые слова

В предложении у причастия могут быть зависимые слова, которые его поясняют. Тогда причастие выступает в роли главного слова, от которого зависят слова других частей речи. От причастия можно задать к ним вопрос:

  • вскоре близившийся рассвет — близившийся (когда?) вскоре;
  • небрежно приклеенная афиша — приклеенная (как?) небрежно;
  • высмеянный в рассказе порок — высмеянный (где?) в рассказе.

Тогда мы говорим о такой синтаксической конструкции, как причастный оборот.Причастный оборот является одним второстепенным членом предложения- определением, которое подчеркивается волнистой линией.

Близко растущие у крыльца вишни привлекали множество пчел.

2.Записать предложения, подчеркнуть причастные обороты

Сухая жёлто-красная листва, чем-то сладко пахнущая, усыпала всю лужайку.

Колеблется на ветру стебелек, с еще не высохшей утренней росой.

Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем, ещё не успокоившимся от недавней бури.

Золотистые листья берез шелестели, колеблемые осенним ветром, но не опадали.

Старые тополя слабо шумят, облитые вечерними сумерками.

Часы, проведенные над книгой, нельзя считать впустую потерянными.

Усеянные редким и низким кустарником, мелькают мимо вагонных окон перелески.

01.04 Тема Деепричастный оборот (дієприслівниковий зворот)

1.Просмотреть видеоурокhttps://www.youtube.com/watch?v=pc4JUlDwMLM

 2Задание: выписать или составить (з опорою на українську мову )
6 предложений с деепричастным оборотом (дієприслівниковим зворотом)(письменно)



18.03 Тема Значение имени прилагательного (прикметника) 
2. Письменно: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег:
последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

3.Игра. Отгадайте кто это?Бурый, мохнатый, косолапый.Зелёный, сладкий, сахарный.Спелое, круглое, сочное.

4.Письменно:к данным существительным подберите прилагательные по заданным признакам.Образец: вишня (по вкусу) — кислая, сладкая.

Стол (по форме), мяч (по размеру), волосы (по цвету), мальчик (по поведению).

18.02 Тема Розряды местоимений (займенників)
1.Просмотреть видео- урок  https://www.youtube.com/watch?v=RbMlaDkEUCI
2.Записать предложения, подчеркнуть местоимения (займенники)
Не чуять под собой ног. Держать себя в руках. На тебе лица нет.Сам себе на уме.На чужой сторонушке рад своей воронушке.Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.Кто много знает, тот плохо спит.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.Не учи плясать, я и сам скоморох!К чему рук не приложит, все кипит.У него дело как гусли идет.
  • Что упало, то пропало.


14.01 Тема Повторение знаний об имени существительном (іменник)
1.Прочитать Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. 

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных  - нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

2.Заданиевыписать имена существительные (іменники), определить род(женский, мужской, средний):мужчина, деревянный, здоровье, кошка, начать, шапка, друг, день, девочка, собака, ключ, малыш.

3.Прочитать«Собственные (власні) и нарицательные (загальні) имена существительные»

- Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия.

- Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.

4.Задание(письменно):превратите имена нарицательные в имена собственные:орел, земля, шарик, роза

Например: люк канализационній, мальчик Люк.

5.Задание(письменно): определите число  имён существительных (единственное или множественное). Детство, очки, цемент, город, грабли, железо, бензин, сапоги, школа, темнота, хлопоты.




09.04 Тема "Степени сравнения наречий"(Ступені порівняння прислівників)
1.ПОВТОРИМ Наречие(прислівник)- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)
2.РАССМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ
Сравнительная степень(вищий ступінь)
Превосходная степень(найвищий ступінь)
Простая форма
Составная форма
Составная форма.
-ее,  -ей
быстро→ быстрее→
быстрей
      -е
громко→громче
      -ше
рано →раньше
Более, менее +
Наречие в нач. ф. :
Более быстро
Менее громко
Наречие в сравн. степ.
              +
Всех, всего :
Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего

3.Образовать степени сравнения наречий:высоко, легко, смело,красиво (письменно)
Например: низко-ниже-более низко-ниже всех

16.04 Тема"Степени сравнения наречий"(Ступені порівняння прислівників)
 1.Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия(письменно)
Например:ни свет ни заря – рано.
С минуты на минуту-..., рука об руку-...,на скорую руку -....,на край света -...,как снег на голову-....,кот наплакал-...., душа в душу-....., на первых порах – ... 
2.Образуйте от данных наречий степени сравнения (письменно)


Сравнительная
превосходная
простая
составная
Простая
Составная
Быстро
Далеко
Сгоряча
Вчера
Поздно
Слева
Узко
От всех ли наречий вы смогли образовать степени сравнения? Почему?
Вывод:
степени сравнения наречий можно образовать от наречий, оканчивающихся на о, образованных от качественных прилагательных.
От наречий можно образовать как простую, так и составную сравнительную и превосходную степень
Простая превосходная степень образуется крайне редко, слова образованные таким способом приобретают книжный оттенок.
При образовании сравнительной степени можно наблюдать чередование в корне, некоторые формы образуются от другого корня, от некоторых наречий можно образовать две формы

23.04 Тема"Степени сравнения наречий"(Ступені порівняння прислівників)
1.Исправить ошибки: подберите к фразеологизмам, те наречия, которые соответствуют смысловому значению, образуйте с 3 наречиями(на выбор) степени сравнения (письменно)

Положа руку на сердце
далеко
У черта на куличках
честно
Рукой подать
точно
К ак в аптеке
близко
Как баран на новые ворота
рядом
На широкую ногу
долго
Черным по белому
кувырком
Битый час
расточительно
Бок о бок
недоуменно
Вверх дном
ясно
Веки вечные
дорого
На вес золота
навсегда
Душа в душу
старательно
Не покладая рук
дружно

30.04 Тема Союзы  сочинительные и подчинительные(Сполучники сурядності та підрядності
1.Повторим(з опорою на українську мову )
  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это союз
  • Союзы бывают простые и составные
  •                 сочинительные              союзы
      подчинительные  союзы                                                    
    Соединяют однородные членя предложения: и, , а, но, да, зато, однако,же, то-то, или, либо, не то-не то, тоже, также.
    Соединяют главную и придаточную часть предложения:что, чтобы, потому что, оттого
    что, где, когда, затем, пока, если,
    если бы, поэтому, так как, как,
    словно, точно, будто, как будто, то
    есть….
    Соединяют равноправные по смыслу предложения  в составе сложного: и, , а, но, да, зато, однако,
    же, то-то, или, либо, не то-
    не то, тоже, также.

2.Рассмотрим на примере предложений
1) Небо потемнело, и пошел снег.
2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьям
В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)
3) Небо потемнело, потому что пошел снег.
В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного
3.Записать предложения, подчеркнуть союзы
1.Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.

07.05 Тема Понятие о предлоге (Поняття про прийменник)
1.Запомним!
В русском языке существует множество  предлоговна, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. 
Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
2.Работа с текстом (письменно)
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице.

  • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
  • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
  • Давайте вставим предлоги.
Вывод:предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. 
3.Запомним!
  • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево
4.Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. 

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.



Комментариев нет:

Отправить комментарий