Запомним! Союзы (сполучники) – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
а) Скучен день до вечера, | а) надо прилежно учиться. |
б) У человека должны быть любимые произведения, | б) коли делать нечего. |
в) Чтобы получить хорошую профессию, | в) так человек для работы. |
г) Как птица создана для полёта, | г) к которым он обращается неоднократно. |
- 28.04.22 Тема Средства связи в сложноподчиненном предложении
- 1.Повторим
Подчинительные союзы | Союзные слова | ||||
простые | составные | ||||
что | чтобы | потому что | оттого что | который | какой |
ибо | когда | так как | так что | кто | что |
пока | как | лишь только | как будто | как | где |
будто | словно | с тех пор как | в связи с тем что | куда | откуда |
если | и др. | когда | |||
и др. | и др. |
Задание:записать предложения, на месте пропусков в сложноподчиненных предложениях вставить союзы(сполучники)
Мне стало холодно,.... подул с севера ветер. Мы остались одни,...наступила ночь.
Я услышал,... сказал тебе тихонько брат. Снова переживаю дни, ....были и печаль,
и радость. Мама забыла сказать,...я помыл посуду. Девченка была голодна,... не
ела со вчерашнего дня
2 Задание: записать предложения, на месте пропусков в сложноподчиненных предложениях вставить союзы(сполучники) из предложенных:чтобы, потому что, когда, что, как, который
Я услышал,... сказал тебе тихонько брат. Снова переживаю дни, ....были и печаль,
и радость. Мама забыла сказать,...я помыл посуду. Девченка была голодна,... не
ела со вчерашнего дня
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
1.Посмотрите на предложение.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:
получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?
2.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
- Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
- В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
- То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
3.Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.(выписать)
- Славу свою добываю в бою.
- Бог-то бог, а не будь сам плох.
- Святой Боже пахать не поможет.
- Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
- У врача лечись, у умного учись.
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
- Добрый разум наживёшь не сразу.
- На свой ум надейся, а за чужой держись.
- Пчела мала и та работает.
Цитата обычно сопровождается указанием на её источник: Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль (М. Монтень).
Цитата выделяется кавычками. Если цитата приводится не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Отделяется цитата в зависимости от способа введения в текст.
1.) Если цитата вводится в виде прямойречи, она оформляется как прямая речь: Мишель Монтень писал: «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».
2). Если цитата вводится как часть предложения— она пишется с маленькой буквы, берётся в кавычки и отделяется знаками, диктуемыми строем предложения: Мишель Монтень пишет, что он «использует цитаты лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».
3) Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строфы, кавьтчки не ставятся: Скороговоров, краснея от усилий и от общего внимания, прочитал написанное на плакате изречение Гёте:
Кто не видит вещим оком
Глуби трёх тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком
День за днём живёт на свете.
(Г. Полонский)
4) Если цитата используется как эпиграф, то она пишется без кавычек, указание на автора даётся без скобок и располагается ниже эпиграфа справа
3.Выборочно-распределительная работа (письменно)
Выпишите сначала предложения, в которых цитата введена как часть предложения, затем предложения, в которых цитата вводится в виде прямой речи, затем предложения, в которые введены стихотворные цитаты.
1. «Готовых убеждений нельзя ни выпросить... ни купить в книжной лавке, говорил Писарев. — Их надо вырабатывать самому...» (И. Дубровицкий). 2. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична (Д. Лихачёв). З. Я люблю танцы так, как любил их Пушкин: «Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость» (А. Рыбаков). 4. Я подумал, что Пушкин здорово сказал про коньки: «Как весело, обув железом острым ноги...» (В. Васильев). 5. Мельников вдруг подмигнул и прочитал строчки А. С. Пушкина:
Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши леты
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
Всевидящей судьбе.
(Г. Полонский)
4. Пунктуационная работа (письменно)
Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделенные отрезки предложения оформите как цитаты.
1. Большинство в классе считало что на общих весах жизни жизнь старухи-процентщицы Достоевского не более как жизнь вши таракана да и того не стоит потому что старуха вредна (В. Васильев). 2. Я памятник воздвиг себе нерукотворный гордо восклицал Пушкин в стихотворении «Памятник» уверенный что будет славен доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит (И. Анатольев). 3. Помните пушкинское лесов таинственная сень? (К. Паустовский). 4. Сейчас хорошо. Как писал Пушкин Мороз и солнце; день чудесный (В. Васильев).
— Во дворе мальчишка такой невежа! Зовет меня Галькой.
— А ты его как зовешь? — спросила мама.
— Я его вообще никак не зову,— ответила вежливая девочка. — Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
4.Ситуация «Как обратиться к незнакомому человеку на улице?»(письменно)
На улице мальчик крикнул незнакомому прохожему:
— Скажите, сколько сейчас часов?
Задание:Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Исправьте ошибки мальчика и запишите диалог правильно.
5.Ситуация:вы приглашены на день рождения к однокласснику, где, кроме него, никого не знаете. Он знакомит вас с членами своей семьи и гостями(запишите диалог)
2.Записать предложения, правильно оформив прямую речь Приплыла к нему рыбка спросила чего тебе надобно старче | |
Ещё пуще старуха бранится дурачина ты простофиля | |
Ей с поклоном старик отвечает смилуйся государыня рыбка. | |
Не смей трогать Тотошку гневно закричала на Льва Элли. | |
Я спросил откуда ты | |
Добро пожаловать мой сын сказал с улыбкой он Руслану 3.Записать предложения,переделав на косвенную речь |
1.Запишите слова, подберите к ним антонимы: например, жизнь-смерть
Бескорыстный – , достоинства – , активный – веселиться – откровенный – , скромность –, рассеянно – , ссориться-
2.Используя любые 5 слов из предыдущего задания составьте 5 словосочетаний, например,беззаботная жизнь.
3.Прочтите текст, составьте план(письменно)
На острове Бали
Из столицы Индонезии Джакарты, расположенной на Яве, на остров Бали можно отправиться самолетом.Весьма распространено мнение, что Бали — остров, где все жители — природные артисты, художники, где господствует мир танца, музыки, живописи, скульптуры. В самом деле, искусство занимает очень большое место в жизни балийцев.Однажды нам довелось присутствовать на собрании лучших мастеров резьбы по дереву. Здесь же экспонировались их работы. Перед нами предстал богатейший мир человеческих чувств, настроений, переживаний, сказочный мир героев индонезийского эпоса.Бали славен и своими танцами.Можно назвать две причины этого.Одна из них — уклад социальной жизни балийцев. Когда на острове все богатство и прежде всего земли принадлежали раджам, здесь непрерывной чередой одна придворная церемония следовала за другой, торжественные встречи и проводы никогда не обходились без танцев.Другая, более важная причина — танцы до сих пор являются обязательной частью религиозных церемоний и обрядов.На Бали исполняется множество разнообразных танцев. Одни из них посвящены встречам высоких гостей, другие исполняются как увеселительные, для развлечения, третьи связаны с окончанием праздников.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя
Наш класс самый лучший, потому что…
Наш класс особенный, так как…
Наш класс замечательный потому, что…
3.Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о вашем классе (письменно).
Дружные, добрые и весёлые.
Уж______ года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________.
В нашем классе учатся __________________ и __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.
2 Задание: записать предложения, на месте пропусков в сложноподчиненных предложениях вставить союзы(сполучники) из предложенных:чтобы, потому что, когда, что, как, который
Я услышал,... сказал тебе тихонько брат. Снова переживаю дни, ....были и печаль,
и радость. Мама забыла сказать,...я помыл посуду. Девченка была голодна,... не
ела со вчерашнего дня
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
1.Посмотрите на предложение.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:
получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?
2.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
- Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
- В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
- То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
3.Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.(выписать)
- Славу свою добываю в бою.
- Бог-то бог, а не будь сам плох.
- Святой Боже пахать не поможет.
- Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
- У врача лечись, у умного учись.
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
- Добрый разум наживёшь не сразу.
- На свой ум надейся, а за чужой держись.
- Пчела мала и та работает.
2.Записать предложения, правильно оформив прямую речь Приплыла к нему рыбка спросила чего тебе надобно старче | |
Ещё пуще старуха бранится дурачина ты простофиля | |
Ей с поклоном старик отвечает смилуйся государыня рыбка. | |
Не смей трогать Тотошку гневно закричала на Льва Элли. | |
Я спросил откуда ты | |
Добро пожаловать мой сын сказал с улыбкой он Руслану 3.Записать предложения,переделав на косвенную речь |
2.Давайте напомним (прочитать), что предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.
3.Прочитать Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные
Действительно, Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? Что такое предмет? Кто такой предмет? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола.
- Чтобы проверить ваши теоретические знания на практике, Король подлежащее и королева Сказуемое приглашают вас посетить "Портняжкин дом". В этом доме шьют наряды для Короля и Королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей замка. Продолжаем работать в Маршрутных листах. Остановка «Портняжкин дом». Дан текст.Задание. Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения(письменно)
Закат. Кл…новые ---------- пов…сали на нитках осе…ей паутины. Лес ---------- с со…нцем. А при прощании ---------- бывает особенно ласково. Солнечные ---------- играли на опавших лист…ях. ---------- мя…кая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы – одно ----------!
Слова для справок: листья, прощается, всё, зайчики, получилась, удовольствие.
4.Следующее задание выполним устно : определите недостающее слово , о ком идет речь? Мокрый, тающий, последний… . Весёлая, быстрая, журчащая…. Яркое, весеннее, тёплое. Первые, весенние, нежные…
5.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом предложении.(підмет, присудок)
1. Св..тло.Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел… . Начал нал…тать ветер. Земля вдали гр…мыхал…
Задание:записать предложения, на месте пропусков в сложноподчиненных предложениях вставить союзы(сполучники)
Мне стало холодно,.... подул с севера ветер. Мы остались одни,...наступила ночь.
Я услышал,... сказал тебе тихонько брат. Снова переживаю дни, ....были и печаль,
и радость. Мама забыла сказать,...я помыл посуду. Девченка была голодна,... не
ела со вчерашнего дня
10/04Тема Сложноподчиненное предложение (складнопідрядне речення)
Усвоить материал (усно) Что такое сложноподчиненное предложение?
Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.Cложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами. Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.Например:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу
ГЛАВНОЕ ПРИДАТОЧНОЕ
Задание (письменно):дополнить главные предложения придаточными
1.Нет смелости, где.... 2.Мы вернулись, когда....
3. Человек должен трудиться, потому что.. 4.Мне нужен мир, чтобы....
17.04 Тема Средства связи в сложноподчиненном предложении
Запомним! Союзы (сполучники) – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
а) Скучен день до вечера,
|
а) надо прилежно учиться.
|
б) У человека должны быть любимые произведения,
|
б) коли делать нечего.
|
в) Чтобы получить хорошую профессию,
|
в) так человек для работы.
|
г) Как птица создана для полёта,
|
г) к которым он обращается неоднократно.
|
- 24.04 Тема Средства связи в сложноподчиненном предложении
- 1.Повторим
Подчинительные союзы
|
Союзные слова
| ||||
простые
|
составные
| ||||
что
|
чтобы
|
потому что
|
оттого что
|
который
|
какой
|
ибо
|
когда
|
так как
|
так что
|
кто
|
что
|
пока
|
как
|
лишь только
|
как будто
|
как
|
где
|
будто
|
словно
|
с тех пор как
|
в связи с тем что
|
куда
|
откуда
|
если
|
и др.
|
когда
| |||
и др.
|
и др.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий